Психологическая война является ничем другим, как воздействие на население и войска противника с целью их деморализации и как следствие к прекращению сопротивления. В отношении своего населения и военных также используется спецпропаганда, как составная часть любой психологической атаки на сознание.
Адепты психологических войн обращены в своей деятельности ко всему бессознательному, инстинктивному, вместо обращения к мышлению. Более того, размышления самого субъекта вредны при применении данных техник, а если индивидуум и взялся размышлять, то в идеале его выводы должны приводить к тем же тезисам, которые трактуются авторами в основной концепции психологической атаки.
Для успешного проведения таких операций необходимы определённые условия. В идеале такие, как контроль над всеми информационными потоками, СМИ, образовательными учреждениями, социальными сетями, авторитетными мнениями лидеров общественного мнения, слухами, печатными сми, визуальной информацией. Теория этой концепции доказывает, что наибольшее усваивание нужной информации объектом происходит в два этапа. Так, считается, что одни только СМИ являются малоэффективным средством убеждения сами по себе, но в совокупности с информацией, проникающей в первичные социальные группы, семьи, друзей, межличностного общения, дискуссий на базе основного информационного потока из СМИ и соцсетей, способны в более значительной мере воздействовать на подсознание субъекта в нужном ракурсе.
Давайте посмотрим на сказанное выше применительно к ситуации в информационном поле на примере военных действий на Украине.
Все информационные потоки, контролируемые мировыми корпорациями, такие как Ютюб, Фейсбук* и Инстаграм* с первого дня спецоперации вооруженных сил РФ на территории Украины, «забыли» о главных и базовых ценностях «свободного мира», таких как свобода слова и начали мощнейшую информационную атаку в рекламных блоках, воздействуя на психику массового обывателя в РФ. Одновременно отключались каналы и аккаунты транслирующие любые альтернативные точки зрения, жестко фильтруя отсекая не только поддержку военных действий России, но и нейтральное к ним отношение. В то же время все, даже самые агрессивные Украинские паблики в это же время выводились в поисковые топы.
В короткое время всё информационное поле ведущих мировых медийных платформ было ими окончательно зачищено, не только на внешних источниках, но и для внутреннего потребления. На них теперь транслируется только однобокое безальтернативное мнение, осуждающее войну и плодящее фэйки, с полностью заблокированным альтернативным пророссийским или нейтральным патриотическим контентом. Также была жестко зачищена блогосфера на всех западных платформах. На медиарынке Европы, США были запрещены все российские каналы, включая детские и образовательные. В некоторых странах за тайный просмотр российских каналов альтернативными путями назначены большие штрафы, например в Прибалтике это 700 евро. Некоторые блогеры в западных странах получили тюремные сроки за публикации или даже репосты публикаций в поддержку вооруженных сил РФ.
Параллельно с этим спецслужбами Украины без стеснения разрабатывались схемы проведения общественно значимых терактов (убийство Дугиной, Татарского, взрыв Керченской переправы), с вербовкой агентуры из числа лояльных «штабов Навального» *. Такие, как участница вооруженных формирований Украины Вовк шли теракт сознательно, ставшая террористкой Трепова и исполнители взрыва на Керченском мосту использовались вообще вслепую.
Данные теракты не имели никакого стратегического или тактического значения, их целью было взорвать внутри страны общественное мнение и вызвать дискуссию о целесообразности ведения боевых действий такой ценой против Украины, что безусловно является частью мощнейшего воздействия психологических методик на общество.
Наш постоянный эксперт историк Ведяев Андрей Юрьевич достаточно глубоко разобрался в теме. Поработав в открывшихся недавно архивах, он сегодня источник интереснейшей информации. Для того чтобы понять с чем мы сегодня столкнулись надо постараться понять как устроены методики психологических воздействий на массы. Слушаем специалиста.
Даниил Котовский
*Соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в России.
*«общественное движение Штабы Навального» признано экстремистской организацией