Университет «Синергия» провел исследование национальных и международных систем оценки высших учебных заведений «Рейтинги университетов: продолжение развития». Авторы работы пришли к выводу, что России не нужно ориентироваться на распространенные во многих странах подходы к оценке университетов. Нашей стране необходимо концентрироваться на разработке собственных подходов с учетом особенностей российской системы высшего образования, в том числе ее высокой емкости и многообразия. По мнению авторов исследования, в этом подходе наиболее важную роль должна играть оценка вклада вуза в развитие государства и общества.
Ректор Университета «Синергия» Артем Васильев отметил, что крупнейший в России частный вуз давно работает на благо государства и общества. Университет готов сотрудничать с другими вузами для выработки единых предложений. По его мнению, важно, чтобы новые подходы к оценке университетов позволяли сравнивать их, а также учитывать их особенности.
Исследование «Синергии» показало, что сегодня рейтинги университетов во многих странах уходят от количественных показателей к качественным. В России наиболее известны три рейтинга: «Три миссии университета», Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» и рейтинг лучших вузов России RAEX. Все они уже столкнулись с тем, что из страны ушла часть измерительных инструментов.
«Вопрос изменения подходов к оценке университетов возникает не только в связи с тем, что у нас теперь нет доступа к определенным международным базам данных, но и потому что российские университеты, в первую очередь благодаря реализуемой государственной политике, продолжают свое развитие. Современная российская система высшего образования включает различные модели университетов, и их деятельность нужно оценивать. И здесь я имею в виду как внутрисистемную, так и внешнюю оценку», — подчеркнула проректор «Синергии» Надежда Полихина.
Результатами масштабного исследования представители Университета «Синергия» поделились на круглом столе в МИА «Россия сегодня». Ректор Государственного института русского языка имени
А президент Южного федерального университета Марина Боровская отметила, что критерии оценки вузов должны меняться, ведь университеты тоже постоянно трансформируются. В качестве примера она привела цифровые технологии. Благодаря им вузы получили возможность быстрее добиваться технологических результатов. Также сокращается скорость проведения научных исследований, а научные результаты становятся более точными.
Участники круглого стола считают, что уровень профессиональной подготовки студентов и соответствие пожеланиям работодателей тоже должны учитываться при оценке вузов. Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина рассказала, что организация совместно с представителями бизнеса проверила 511 учебных программ от 114 вузов. В итоге 30–40% программ вернули на доработку. Участие работодателя в процессе обучения, по мнению Юлии Горячкиной, может гарантировать качество образования. Так считает и руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов» Информационного агентства «Интерфакс» Алексей Чаплыгин. Он заявил, что вузы не должны соревноваться за места в рейтингах. Им нужно показывать реальные результаты своей работы.